Содержание и задачи методической работы

СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

Формируемая на современном этапе многоуровневая структура высшего технического образования предполагает построение обучения на принципах, позволяющих обеспечить глубокую фундаментализацию и гуманитаризацию образования, высокий уровень научно-практической подготовки специалистов, а также свободное развитие личности и приоритетность интересов учащихся в самоопределении и самореализации.
Для осуществления этой задачи необходимо постоянное совершенствование организации учебного процесса, разработка и внедрение новых эффективных технологий обучения, детальный анализ и обобщение достижений существующих в России и за рубежом образовательных систем. В связи с этим существенно повышается роль методической работы как в вузе в целом, так и в отдельных его подразделениях, на факультетах и кафедрах. Это в свою очередь требует совершенствования организации и управления, повышения эффективности, активизации поиска и внедрения новых форм методической работы.
Методическая работа - это планируемая познавательная деятельность преподавателей и сотрудников вуза, направленная на освоение и совершенствование существующих, а также разработку и внедрение новых принципов форм и методов эффективной организации учебного процесса.
В соответствии с этим основными задачами, которые должны решаться при организации методической работы являются:
 - поиск путей интенсификации учебного процесса на основе комплексного использования научных рекомендаций, передовых методов, организационных форм и приемов обучения;
 - обеспечение логического и дидактического единства учебного процесса, оптимизация содержания учебных дисциплин с обоснованным соотношением теоретического курса и практических занятий, устранение дублирования учебного материала, обеспечение преемственности, непрерывности и отраслевой направленности подготовки по фундаментальным, общетехническим и специальным дисциплинам;
 - изучение и распространение методов повышения эффективности индивидуальной творческой работы студентов, ее рациональной организации, планирования и контроля;
 - обеспечение методического руководства подготовкой учебной и учебно-методической литературы, оснащения учебного процесса учебно-лабораторным оборудованием, электронно-вычислительной техникой, техническими средствами обучения и др.
 - усиление планомерности и целенаправленности методической работы преподавателей, повышения ее роли в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
 - организация и проведение поэтапной аттестации студентов (на всех этапах обучения) и выпускников;
 - совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавателей.
Можно выделить следующие основные виды методической работы: научно-методическую, учебно-методическую, организационно-методическую, экспертно-методическую.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ работа (НМР) включает:
 - изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса в вузах России и зарубежных стран;
 - разработка планирующих документов: образовательно-профессиональных стандартов, типовых и рабочих учебных планов для всех уровней образования;
 - разработка концепций обучения по дисциплинам гуманитарного, экономического, фундаментального, общепрофессионального и специального циклов;
 - разработка новых технологий образования и профессиональной подготовки специалистов с учетом тенденций развития общества и перспектив развития науки и техники;
 - разработка методов контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения, формирование фондов комплексных квалификационных заданий;
 - совершенствование форм и методов организации, контроля и управления самостоятельной работой студентов, включая обоснование норм времени на эту работу и ее методическое обеспечение;
 - публикацию научных результатов работы по проблемам высшего образования в периодической научной печати, в материалах научно-методических конференций, в учебно-методических сборниках и пособиях;
 - социологическое исследование по проблемам высшей школы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ работа (УМР) включает:
 - подготовку к учебным занятиям, включая разработку и обновление заданий для практических и лабораторных занятий, контрольных и семестровых заданий, других курсовых и итоговых аттестаций;
 - методическое обеспечение всех видов учебных занятий, производственных практик, курсовых и итоговых аттестаций и самостоятельной работы студентов;
 - разработку частных методик учебных дисциплин и отдельных тем курсов;
 - разработку наглядных пособий по дисциплинам, внедрение технических средств обучения, электронно вычислительной техники, информационных технологий обучения в учебный процесс;
 - внедрение результатов научно-методических исследований в учебный процесс;
 - руководство НИРС во внеучебное время.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ работа (ОМР) включает:
 -координацию учебной деятельности факультетов и кафедр;
 - составление рекомендаций по графикам учебного процесса, макетов учебных планов и программ дисциплин;
 - разработку рекомендаций по планированию учебной работы преподавателей и студентов, организации практики, курсовых и итоговых аттестационных работ, научно-исследовательской работы студентов;
 - участие в подготовке и работе методических семинаров и конференций;
 - участие в работе методических советов и комиссий;
 - организацию студенческих конкурсов и олимпиад;
 - организацию взаимодействия с отраслевыми предприятиями, абитуриентами и выпускниками;
 - организацию повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, стажировок и обмена опытом с преподавателями других вузов.
ЭКСПЕРТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ работа (ЭМР) включает:
 - изучение вопросов, связанных с необходимостью и целесообразностью открытия в вузе новых подразделений: кафедр, факультетов, филиалов кафедр, методических отделов и служб;
 - анализ работы учебных подразделений вуза и других структурных единиц, обеспечивающих учебный процесс, внесение предложений по совершенствованию их деятельности;
 - внесение предложений по оптимизации распределения штатов преподавателей и учебно-вспомогательного персонала;
 - анализ результатов методической работы преподавателей и внесение рекомендаций при заключении контрактов на должность (на уровне факультетов или вуза)
 - участие в разработке и внесение предложений в нормативные документы, регламентирующие деятельность вуза.
Исполнителями всех видов методической работы являются преподаватели вуза, работающие индивидуально или в составе творческих коллективов кафедрального, межкафедрального, а при необходимости и межфакультетского уровня. Кроме того, методической работой занимаются нештатные методические подразделения (научно-методический совет вуза, методические советы факультетов, редакционно-издательский совет, методические группы кафедр) и штатные подразделения (учебно-методическое управление, информационный центр и др.).